Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в нашей стране. Призывались и уходили на фронт добровольцами и простые граждане, и люди, казалось бы, совсем далёкие даже от физической работы – представители творческих профессий, научные работники. Не все знают, но и наш знаменитый земляк, уроженец Владимира, выдающийся историк древнерусской архитектуры Николай Николаевич Воронин (1904‒1976) был участником войны. В 1941 г. была готова его докторская диссертация, но, как позже говорил сам учёный, «пришлось защищать не диссертацию, а Ленинград». С началом войны Н.Н. Воронин записался в народное ополчение. В сентябре его полк был выдвинут на фронт. Младший лейтенант Н.Н. Воронин был адъютантом командира стрелкового полка. 14 сентября 1941 г. он получил огнестрельное ранение правой стопы, находился на излечении в госпитале в Ленинграде, а затем был эвакуирован из блокадного города на самолёте. По предположениям сына, Н.Н. Воронина-младшего, именно в период нахождения в госпиталях, его отец и написал поэму «Эти дни»: «Написал, чтобы освободиться от глыбы тягостных воспоминаний, с которыми было сложно жить. Он написал – и спрятал. Никто из известных мне людей (и я в их числе) не подозревал о существовании этой поэмы. Отец вообще об этом времени не рассказывал ничего».
В стихотворной форме изложены все тяготы начального периода военных действий – недостаточное обеспечение боевым оружием, нехватка времени на обучение, а затем и ужасы реального боя, в котором участвовал автор, гибель близких товарищей, ранение, операция, эвакуация и восстановление в госпитале.
Предлагаем познакомиться с некоторыми фрагментами поэмы.
Н.Н. Воронин «Эти дни (1941‒1942)»
<…>
По-разному войну воспринимает мысль:
вы – в сводках о войне, не тронувшей Урала…
В мои мозги – события влились
клочками тел, осколками металла.
<…>
Холод сползал от горла – к пупу.
Тру́сы срывались и мёрли в панике.
Те же, кто вынес крещение воли,
ногти сорвав и губы выев,
ненависть в сердце сгустили солью –
из-под земли поднимались живые.
Ракеты угасли в предутренней мгле –
как будто лопнула, вспыхнув, реторта
безумства ночного… И выплыл лес
над морем тумана островом мёртвых…
<…>
Враг вёл огонь, шутя, почти не целясь.
Взрывали мины и задворки, и жнивьё.
Вдруг – рядом. Сшибло.
Словно, рухнув, рельса ударила сознание моё.
Приподнялся – сапог изорван,
пальцы – мочалка жёлтых жил, толчками льётся кровь.
Дома трещат, дымятся и шатаются,
обрушивая внутрь щепу сухую кровель…
<…>
Наверно это сон… не надо… не будите…
Мне кто-то говорит, подслушавший мечты:
«Вы, лейтенант, сегодня улетаете
из Ленинграда самолетом в тыл…»
Мелькнули в голове любимые пейзажи:
Владимир, Клязьма, Нерль и белый храм.
Какое ласковее сердцу слово скажешь,
чем имена, родные с детства нам?
Полностью прочитать поэму Н.Н. Воронина «Эти дни (1941‒1942)», а также комментарии к ней можно в статьях: Воронин Н.Н. Эти дни (1941‒1942) // Старая столица : краеведческий альманах. – Владимир, 2014. – Вып. 8. – С. 70 – 85; Вып. 9. – Владимир, 2015. – С. 98 – 105; Гордеев С.П. Записки об исторической памяти // Старая столица : краеведческий альманах. – Владимир, 2014. – Вып. 8. – С. 69 – 70; Н.Н. Воронин (младший) О поэме «Эти дни» // Старая столица : краеведческий альманах. – Владимир, 2014. – Вып. 9. – С. 97 – 98.